|
|
Мафия 2

Объяснять, почему мафия — одна из величайших видеоигр в
истории, неблагодарное дело. Не потому, что это сложно, просто
объяснять, кажется, и нечего. Не сработает даже наша дежурная присказка
«если вы ни разу в жизни не видели игр».
Человеку, далекому от индустрии, сложно будет объяснить, чем хорош,
например, STARCRAFT 2, но Мафия говорит
со своей аудиторией на универсальном языке и обращается
к общеизвестным источникам. Кроме того, как это обычно и случается с
гениальными проектами, в этой игре по-чеховски удачно сложилось все —
механика, постановка, персонажи, дизайн, музыка... Вряд ли в 2002
году люди из провинциальной чешской студии всерьез собирались сделать
интерактивный аналог «Крестного отца». Но именно это у них и получилось.

Если по сюжету Томми Анджело — таксист, то это означало, что первый
уровень мы проведем за рулем кэба, мрачно размышляя о том, что честным
трудом во времена Великой де-прессии на жизнь не заработаешь. Если нужно
было грузить в машину ящики с контрабандой, то нам не показывали ролик,
а заставляли на собственном горбу заталкивать груз в кузов. И если в
какой-то момент предполагалось, что Томми садится за руль спортивного
автомобиля и переквалифицируется в гонщика, — то действие следующего
уровня переносилось на трек, где нужно .было кровь из носу прийти первым
к финишу.
И никого не волновало, что игра вообще-то посвящена мафиозным
разборкам, а управлять винтажными автомобилями в сто раз сложнее, чем
любым тарантасом из (ТА. Босс сказал — нужно выиграть гонку, так что,
Томми, заводи мотор и не вякай. Не то медный таз, цемент, тихая, но
глубокая заводь и — Bella ciao!
С таким подходом можно было не волноваться за то, что сюжет на 90
процентов состоит из штампов, а на 10 — из благоглупостей и отсебятины
чешских провинциалов. LLLusion превращали
каждую банальную сцену в личный опыт, и от этого она мигом переставала
казаться банальной.
Мафия 2 работает по тем же самым принципам. Впрочем, сюжет в этот
раз стал сложнее и интереснее. Вы наверняка уже в курсе того, как
начинается эта история: статный юноша Вито Скалетта возвращается с войны
в месячный отпуск. Прямо на вокзале его берет под локоть лучший друг,
Джо Барбаро, с которым они в допризывные времена воровали телевизоры, и
намекает, что за последние годы познакомился с «нужными людьми», поэтому
теперь Вито необязательно возвращаться в армию, стоит только разобраться
с парой бумажек. Зато тут, в Эмпайр-Бэй, для него найдется отличная
работенка...
Во второй части сценаристы оставили наивные попытки изобразить
гангстерскую сагу. Их история куда проще и вместе с тем — реалистичнее.
Здесь не будет традиционной ах-я-так-тебе-доверял-битвы с лучшим
другом-предателем, не будет даже любовной истории. Вито и Джо — два
искренних лоботряса, которые с детства не хотели работать, но хотели
зарабатывать. Учитывая итальянское происхождение, лучшее место для них —
одна из трех мафиозных семей города.

Злобная и всевидящая полиция на фантастически быстрых машинах
из первой части осталась в прошлом — теперь, при наличии навыков
фигурного вождения, уйти от единичного экипажа не составляет проблем. А
чтобы не светиться в дальнейшем, достаточно сменить номера или
перекрасить кузов. Сделать это можно в автомастерских, где за доплату
вам установят пижонские белые обода или отрегулируют карбюратор.
Затонировать машину «по кругу», как любят гангстеры вашего района,
увы, нельзя, ведь кроме примет разыскиваемой машины полицейские также
узнают в лицо и самих героев. Но если «высокий темноволосый мужчина в
кожаной куртке и со шрамом на щеке» вдруг превратится в «высокого
темноволосого мужчину в пальто», то все будет в порядке. Проще говоря —
одежду тоже можно покупать в магазинах и выбирать любую дома перед
миссией.
Случай проверить это выпадает достаточно быстро: в прихожей трещит
телефон, и Вито, наскоро одевшись, несется вместе с Джо на очередное
задание, в случае успешного выполнения которого их обоих обещали
рекомендовать в могущественную семью Фальконе. Поднимаясь в лифте на
переполненный врагами склад, Джо откупоривает бутылку — у парня, похоже,
проблемы не только с хорошим вкусом, но и с алкоголем. Через пять минут,
раздобыв немецкий стационарный пулемет (это не единственное трофейное
оружие в игре — идет война, по рукам ходит много чего), Джо и Вито
расстреливают из окна завода прибывающих на машинах конкурентов. Вся
миссия слегка напоминает оборону пиццерии из первой части, за исключением
того, что расположение врагов больше не нужно разучивать наизусть, как,
впрочем, и тратить двадцать попыток на прохождение.
Вито умеет бегать, прятаться за укрытиями и вести прицельный огонь,
а враги больше не сидят на месте как прикованные, стараются перемещаться
и заходить с тыла. В целом экшен привели к стандартам 2010 года, и это
хорошие новости. Плохие состоят в том, что сложность рассчитана скорее
на тех, кто пришел сюда из ОТА 4: оружие почти не дает отдачи, а с таким
гигантским перекрестьем прицела промахнуться становится довольно сложно.
Времена, когда один залп из дробовика слегка отбрасывал героя назад,
задирая прицел под потолок, а разрядить обойму «томпсона» в одну точку
было физически невозможно из-за сумасшедшей вибрации, прошли. Надеемся,
что к релизу чехи добавят кнопку выбора сложности не только рядом с
физикой машин.

Еще можно вопреки приказам босса («хватай ствол и немедленно
приезжай ко мне!» — этой фразой тут начинается половина из пятнадцати
игровых | глав) поехать в автомастерскую, перекрасить любимый седан в
цвет спелого яблока, а потом — отправиться по магазинам покупать новые
шляпки. Вот только всем этим не хочется заниматься: каждый эпизод в игре
— это отдельная и предельно насыщенная история, разбавлять которую
пошлыми автопрогулками просто глупо. С точки зрения структуры Майа 2
больше похожа на традиционные экшены: у каждой миссии есть строго
определенное время суток и погодные условия, которые не изменятся, если
только это не будет угодно сценаристам.
По сути, все самое важное и интересное в игре случается в рамках
того маршрута, по которому, согласно замыслу разработчиков, должен
двигаться игрок. Открытый город не более чем огромных размеров
декорация: там, конечно, ездят машины, орут газетчики, скрипят тряпками
чистильщики сапог, но настоящей жизни в Эмпайр-Бэй нет. Прохожих не то
чтобы много, их лица часто повторяются, и лучшее, на что они способны, —
это картинно прижиматься к стене, чтобы не попасть под ваш автомобиль, и
неуклюже поскальзываться на льду во время зимних уровней.
Зато что творится на миссиях! Еще один секрет успеха Мафия 2
заключается в том, что здесь все время что-то происходит.
Спускаясь по лестнице своего дома, вы можете обнаружить полицейских,
которые ломятся в чью-то дверь этажом ниже. В следующий раз там может
оказаться курящая домохозяйка. Или мертвецки пьяный мужичишка в пельменеобразной
кепке. В квартирах, мимо которых вы проходите, слышатся чьи-то
трагические вздохи... и это еще до того, как вы выйдете из подъезда и
сядете в машину!
Тысячи тысяч мелких деталей превращают топорную историю про двух
недалеких бандитов в одну из самых кинематографичных игр современности.
Даже стол третьесортного клерка, который появляется на экране ровно на
полторы секунды, ни за что не будет пустым — на нем обязательно будут
лежать какие-то бумаги или стоять стакан с недопитым кофе. Или
вентилятор. А на пустынной парковке вам обязательно встретится
какой-нибудь сумасшедший бомж, самозабвенно несущий ахинею.
И снова — авторы хотят, чтобы вы погрузились в этот мирок как можно
глубже. Хотя каждая миссия, как правило, в итоге сводится к элементарной
перестрелке с укрытиями, этому почти всегда предшествует долгая история,
в каждой из которых вы будете участвовать лично. Если сказано, что Вито
воевал на Сицилии, то это значит, что первая миссия начнется с операции
по свержению режима Муссолини. Если Джо и Вито разгружают грузовик с
сигаретами — это значит, что вы нажатием кнопки должны бросать Джо из
кузова блоки с куревом. Если надзиратель в тюрьме заставляет драить
писсуары, хватайте тряпку — и чтоб блестело. Ну а если Вито по каким-то
своим надобностям понадобится пробраться через канализацию — в
определенный момент с потолка на него польется что-то зловонное (камера
при этом расположена так, словно это что-то льется лично вам в
лицо). Будьте уверены, костюм потом останется грязным до конца миссии, а
прохожие будут отпускать в вашу сторону едкие комментарии, чтобы вы не
забывали, какой же вы вонючий.

В Мафия 2 нет того размаха, за которым гонятся
создатели игр-конкурентов. Но ее покупают не за этим. В мире этой игры
хочется жить, причем слово «жить» здесь следует понимать
не в том смысле, который обычно вкладывают в него игры типа
Gothic или
Oblivion. Здесь не
задержишься надолго, зато те несколько дней, которые мы проводим вместе
с Вито и Джо, стоят многих месяцев блужданий по фэнтезийным лесам и
охоты на эльфов восьмидесятого уровня. Здесь не получится мирно
существовать, здесь предлагают прожить целую жизнь — насыщенную, бурную,
порой трагически-кровавую, но неизменно
интересную. И когда она подойдет к финалу (а
заканчивается Мафия 2 отнюдь не выстрелом и даже не пафосным монологом),
вы еще долго будете сидеть перед экраном. А потом поймете: ради таких
игр восемь лет ожидания — не срок.
|
Разделы:
Мафия 2
|